Рабочий стол для школьника справедливо считается необходимым элементом обустройства детской комнаты. Не секрет, что домашние задания для него являются мучительным занятием, и совсем плохо, если их выполнению мешает еще и неудобная мебель. Правильно подобранное по размеру и форме, эстетически привлекательное рабочее место позволяет обеспечить необходимый моральный настрой, что благотворно влияет на развитие и успеваемость ребенка.
Содержание
Сущность проблемы
Выбор письменного стола для школьника требует серьезного подхода и учета ряда важных обстоятельств. Помимо самой конструкции мебели, важно обеспечить необходимые условия для оптимального и комфортного использования стола. Родители должны уделить должное внимание не только размерам, эстетике и цене, но и ряду важных нюансов, без которых ученику просто не захочется долго находиться за столом. Ребенок не должен воспринимать использование установленной мебели как обязанность, а с удовольствием пользоваться ею.
Что такое рабочий стол для школьника? Это место, где ребенок выполняет школьные домашние задания, играет в настольные игры, занимается изготовлением различных поделок, рисует, читает, пользуется компьютером. Столешница должна позволять разместить все необходимые для занятий предметы, причем в удобном расположении. В столе должны предусматриваться места для хранения хотя бы самого необходимого.
Детский стол станет любимым местом для ребенка, если он будет удобным, красивым и располагаться там, где обеспечиваются наилучшие условия. Его нельзя ставить, где придется. Размещение должно быть обусловлено определенными требованиями: естественное и искусственное освещение, отсутствие сквозняков, поступление свежего воздуха, достаточное тепло зимой и прохлада летом, исключение неприятных запахов, свободный доступ.
Принципы выбора
Детский рабочий стол для дома должен выбираться с учетом следующих параметром и рекомендаций:
- Размеры. Это один из важнейших параметров. Габариты важны для его размещения в комнате, а высота — для правильного расположения ребенка. Размеры должны обеспечивать удобную позу при выполнении уроков или длительном сидении за компьютером.
- Возраст ребенка. Подразумевается, что стол для первоклассника в корне отличается от этого же предмета интерьера для старшеклассника. Должны учитываться дополнительные функции мебели, которые изменяются с возрастными потребностями детей.
- Пол ребенка. Столы для мальчиков и девочек отличаются и по оформлению, и по размерам. Принято считать, что площадь столешницы для мальчика должна быть больше, чем для девочек, что связано с различием в детских увлечениях.
- Материал. Детские столы могут изготавливаться из дерева, ДСП, МДФ, пластика. Конечно, наиболее привлекательно и практично смотрится мебель из натурального дерева, но они имеют повышенную стоимость. Устроит любой материал, если он не выделяет вредных веществ даже при нагреве.
- Конструкция и форма. Учет этих параметров обусловлен особенностями оформления детской комнаты и ее габаритами, а также местом установки. Прежде всего следует обратить внимание на прочность и надежность конструкции. Приоритет отдавать варианту с регулируемыми ножками, что позволяет изменять высоту расположения столешницы.
- Функциональность. При выборе стола надо обратить внимание на наличие ячеек для хранения различных принадлежностей, а также возможность использования в качестве компьютерного стола. Интерес представляют отделения с полками, выдвижные ящики, закрывающиеся тумбы, ниши для компьютерных элементов (монитора, системного блока, клавиатуры) и т.д.
- Цвет. Цветовое оформление должно сочетаться с общим интерьером комнаты и соответствовать вкусам ребенка. Наиболее востребованными в настоящее время считаются такие цвета: отбеленный дуб (бежевый с сероватым или розоватым отливом), дуб Сонома, итальянский орех, орех с добавлением золотистого оттенка, бук.
Как выбираются размеры
Размеры и конструкция рабочего стола для ребенка школьного возраста выбираются с учетом обеспечения правильной его позы при длительном сидении. Оптимальные размеры должны основываться на ряде нюансах, определяющих правильную позу.
Высоту стола рекомендуется выбирать с учетом таких условий:
- Столешница должна приходиться на область солнечного сплетения ученика, когда он сидит.
- Свободно опущенный локоть в сидячем положении должен располагаться на 4-6 см ниже столешницы.
- При опускании рук на поверхность стола плечи должны располагаться на своем естественном месте, т.е. без сдвига вниз или вверх.
- Расстояние от коленей сидящего ребенка до низа столешницы должно составлять не менее 10-12 см.
Размеры столешницы должны быть удобными для ребенка, придерживайтесь таких рекомендаций:
- Длина столешницы должна быть не менее 90-100 см. Важно, чтобы ребенок мог без помех раздвинуть локти во время работы.
- Ширина столешницы обычно выбирается в пределах 0,8-1 м. Учитывается, что на ней должны свободно разместиться учебники, тетради при выполнении домашнего задания, различные предметы при выполнении различных работ, причем все нужные вещи должны располагаться на расстоянии 55-85 см. При установке компьютера обеспечивается безопасное расстояние до монитора (35-45 см от экрана до глаз).
Приняты такие рекомендации по выбору высоты стола в зависимости от роста ребенка:
- рост школьника в пределах 1,1-1,16 м — высота стола составляет 45-46 см;
- рост 1,17-1,3 м — высота 51-53 см;
- рост 1,31-1,46 м — 57-59 см;
- при росте 1,47-1,6 м — высота стола принимается 62-64 см;
- от 1,61 до 1,75 м — 69-71 см;
- при росте свыше 1,75 м — высота стол выбирается не менее 75 см.
Специалисты приходят к мнению, что надо учитывать и такие усредненные размеры:
- глубина стола — не менее 55-65 см;
- ширина столешницы — не менее 100 см;
- свободное пространство под столешницей для размещения ног — 60х60 см.
Конструктивные элементы
Функции детского рабочего места во многом определяются конструкцией столов. Можно выделить следующие распространенные их разновидности:
- Стандартный однотумбовый вариант. Как правило, он включает один открытый или закрытый шкаф (с дверцей) и выдвижной ящик. Тумба может располагаться как слева, так и справа. Объем хранилища у таких столов ограничен.
- Более объемными являются двухтумбовые конструкции. Они более предпочтительны для школьника, но габариты должны соответствовать размерам детской комнаты. В малогабаритных конструкциях уменьшается расстояние между тумбами, что уменьшает свободную зону для ног ребенка.
- Стол с приставным модулем. Это конструкция, в которой одна или обе тумбы представляют собой отдельные элементы на колесах, легко перемещающиеся по комнате. Их можно располагать в любом месте, а приставлять к столу по мере необходимости.
- Однотумбовый стол с дополнительными полками. Роль второй тумбы в этом случае выполняют полки, которые закрепляются на стене в пределах досягаемости рукой в сидячем положении.
- Г-образная конструкция. В небольших комнатах такой стол позволяет экономить площадь. Его можно разместить в углу или прислонить одну сторону к спинке кровати. Он хорошо объединяет функции рабочего и компьютерного стола.
- Угловые конструкции. Компактное размещение рабочего места ребенка обеспечивает угловой стол. Треугольная форма столешницы позволяет расположить его в самом углу комнаты. В этом случае важно учесть освещенность рабочей зоны.
Оригинальные конструкции
Малые размеры детской комнаты порой диктуют требования по максимальной экономии места. В таких случаях помогут оригинальные конструкции детских столов:
- Трансформер. Такая конструкция предусматривает широкий диапазон регулирования общей высоты стола. В некоторых системах создается возможность наклона столешницы, а также передвижения тумб (вглубь или вбок). Например, раздвижение тумб в стороны позволяет увеличить пространство для ног.
- Выдвижная или откидная система. Для совсем маленьких комнат откидывающаяся или выдвижная столешница помогает создать рабочее место только на время занятий. Один из вариантов — увеличение площади столешницы за счет выдвижения рабочей зоны. В этом случае ширина может составлять всего 40-50 см, но при выдвижении площадки обеспечивается нормальная ширина столешницы.
- «Чердак». Еще один способ формирования рабочего места в малогабаритной комнате — двухярусная система. На первом этаже устанавливается полноценный рабочий стол, а второй ярус — кровать.
- Стол для 2 детей. Если комната не позволяет устанавливать 2 отдельных стола, то придется подумать, как разместить одновременно обоих школьников за одним. Вариантов может быть несколько: удлиненный стол с единой столешницей, установленный вдоль стены; широкий стол, установленный перпендикулярно стене, с размещением детей напротив друг друга; Т-образная конструкция, когда ответвление используется сообща; угловая конструкция, когда дети располагаются спина к спине.
Организация рабочего места
Просто установкой рабочего стола не удастся обеспечить необходимые условия для ребенка. Важно правильно организовать освещение и подобрать стулья. Не стоит усаживать ребенка во время занятий на мягкое кресло, это приведет к неправильной позе и чрезмерным нагрузкам на позвоночник. Надо использовать достаточно жесткий стул со спинкой, причем спинка должна поддерживать спину в естественном положении. Подлокотники могут вызвать боковые смещения тела.
При установке сидения следует учитывать такие нюансы:
- высота стула выбирается из расчета постановки стопы под прямым углом на пол;
- в сидячем положении бедро и голень образуют прямой угол;
- спинка должна заканчиваться примерно на средине лопаток;
- стул должен быть устойчив — его шатание недопустимо; возможно использование стула на колесиках.
Рабочее место школьника в домашних условиях должно организовываться по всем правилам, учитывая обеспечение правильной позы при длительном сидении. Стол должен обладать определенной универсальностью, т.е. давать возможность ребенку, помимо выполнения домашних заданий, заниматься и другим любимым делом.